ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО – ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
«PHYWE» УЧИТЕЛЯМИ МО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (биология)
В рамках проекта «Новые технологии в образовании» МБОУ
СОШ №30 в 2009/2010 учебном году получила новое цифровое оборудование немецкой
фирмы «PHYWE» для
кабинета биологии, а в 2010/2011 учебном году был получен комплект
учебно - лабораторного оборудования для кабинетов физики и химии.
Учителя МО естествознания активно включились в процесс внедрения нового
оборудования в учебный процесс. В данном отчёте хотим представить тот небольшой
опыт работы с новым оборудованием, который мы получили за прошедший период.
Опыт
использования комплекса учебно – лабораторного оборудования нового поколения по
биологии в учебной и внеклассной работе
Оборудование
нового поколения включает в себя: измерительную систему «Кобра»,
предназначенную для проведения измерения, контроля и регулирования процессов в
области биологии, экологии, и оборудование системы «Тесс», используемое для
проведения исследовательских работ.
Цель
применения цифровой лаборатории в процессе обучения биологии:
•
организация и проведение лабораторных работ в рамках проектной и
исследовательской работы;
• получение
обучающимися конкретных и достаточно полных представлений об изучаемых
объектах, использовании компьютерных технологий;
•
формирования у обучающихся умения и навыков использования цифрового
лабораторного оборудования.
•
обеспечение наглядности и усиление практической составляющей передмета,
насыщение процесса обучения примерами, полученными в ходе выполнения
практических и лабораторных работ.
Данное
оборудование успешно используется учителем при проведении лабораторных и
демонстрационных работ, как в рамках школьной программы, так и при проведении
внешкольных исследований. При его использовании обучающиеся углубляют знания по
предмету, овладевают опытом исследовательской работы, приобретают навыки
использования лабораторного оборудования нового поколения. У учащихся
развивается практический интерес к изучению предмета.
При изучении
программного материала по БИОЛОГИИ проводятся следующие лабораторные работы и
демонстрации с использованием системы «Тесс» и цифрового микроскопа в 6-х
классах:
1.
«Приготовление препарата растительных клеток и рассматривание их под
микроскопом»
2.
«Строение тканей и органов растений»
3.
«Строение и многообразие бактерий и грибов»
4.
«Изучение строения плесневых грибов»
5.
«Набухание семян»
6.
«Условия, необходимые для прорастания семян»
7.
«Корень и корневые волоски»
8.
«Дыхание растений»
9.
«Фотосинтез»
10.
«Крахмал, как запасное вещество в растении»
11.
«Пластиды в клетках кожуры и мякоти плодов».
Использование
видео окуляра – малоформатной цифровой цветной камеры на уроках
биологии позволяет всему классу одновременно видеть предмет изучения под
микроскопом на мониторе компьютера и интерактивной доске.
На уроках в 7-х классах: проектируется изображение движущихся объектов
(например - простейших) или процессов происходящих в клетках живых тканей
(например – митоз), видимое через микроскоп, которое можно
сохранять в виде компьютерных файлов (делать электронный дневник
наблюдения). Файл может дополняться и сравниваться с ранней версией
наблюдения, прослеживаться изменения. При изучении «Одноклеточные
животные», «Изучение клеток и тканей животных, на готовых микропрепаратах»,
«Сравнение строения клеток растений, животных, грибов, бактерий», «Крылья насекомых»,
«Строение махового пера птиц», «Строение ротового аппарата насекомых».
На
уроках в 8- классах и факультативных занятиях «Основы
гигиены и санитарии» проводятся лабораторные и демонстрационные работы:
«Получение электромиограммы /ЭМГ/ в икроножной мышце и мускул верхней
части руки /бицепса/», «Строение и многообразие клеток и тканей организма
человека», «Изучение строения крови человека и лягушки», «Работа сердца
/ЭКГ/», «Определение норм рационального питания», «Выявление влияния
статической и динамической работы на утомление мышц», «Подсчет ударов пульса в
покое и при физической нагрузке», «Измерение кровяного давления».
Использование
базовой установки системы «Кобра-3» дает возможность проследить за
функционированием сердечно - сосудистой системы. Выполнение лабораторных
работ по определению электрокардиограммы, фонограммы, позволяет наглядно
увидеть и проследить изменение результатов состояния сердечно - сосудистой
системы у разных учеников, при разных состояниях (покоя, до и после физической
нагрузки; отличие показателей, занимающихся спортом и ведущих пассивный образ
жизни). В результате проведенных опытов и измерений, учащиеся наглядно
убедились в преимуществе показателей учеников, ведущих здоровый образ жизни.
Однако следует отметить, что данные, полученные в школе, не могут
служить для диагностики сердечных заболеваний.
Показатели
опорно - двигательной системы позволяет определить электромиография на мышцах
руки. Электромиограмма рефлекса растяжения в мышцах голени по теме
«Нервная система» определяется постукиванием по ахилловому сухожилию
специальным молоточком. С его помощью, одновременно регистрируется работа
мышц, и определяется скорость. Это подтверждает рефлекс растяжения мышц голени.
В 9-10 классах с использованием измерительной системы «Кобра-4»
выполняются экспериментальные опыты: «Измерение кислотности воды», «Определение
электропроводности воды». В результате учащиеся приходят к выводам о различии
в электропроводности и кислотности воды, взятой из разных
источников (водопроводной, минеральной, дистиллированной,
бутилированной). Природная вода, при этом, представляет собой
растворы смесей сильных и слабых электролитов, минеральную часть воды
составляют преимущественно ионы натрия, калия, кальция, хлора, сульфата, гидрокарбоната.
Наиболее чистой является бутилированная вода. В настоящее время ведется работа
по организации использования лабораторного оборудования для реализации
экологического образования обучающихся во внеурочное время, за счет интеграции
с возможностями лабораторного оборудования «PHYWE» по химии.
В старших
классах также проводятся лабораторные и демонстрационные работы по
наблюдению клеток растений, животных, бактерий под микроскопом по темам:
«Элементарный состав клетки», «Изучение и описание процессов митоза,
изменчивости», «Изучение хромосом» - на готовых
микропрепаратах», «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной
клетке», «Сравнение процессов брожения и дыхания», «Сравнение процессов
фотосинтеза и хемосинтеза».
|